Высотомер

Как и во всех других высотомерах, для определения текущей высоты применяется датчик давления.

Подстройка уровня “Земли”

При включении устройства текущее атмосферное давление принимается за давление нулевой высоты.

Пока высотомер находится в режиме На земле, каждые 10 минут производится подстройка нулевой высоты до текущего давления.

Если высотомер будет в любом другом режиме, автоподстройка производиться не будет. Автоподстройку ещё можно отключить через меню Параметры -> Подстройка уровня земли.

Из режима На земле высотомер выйдет, если скорость подъёма будет выше 1.5 м/с или высота будет выше 50 м.

Сложности вычисления высоты по барометру

Основной проблемой для любых приборов, измеряющих высоту по барометру, являются зоны турбулентности и зоны повышенного давления. Особенно заметно это проявляется на скоростях более 20 м/с в любом направлении.

Зоны турбулентности встречаются достаточно часто:

  • В летательном аппарате - это обычно зона у открытой двери.
  • В свободном падении существенно турбулентный поток возникает над рукой, на которой закреплён высотомер.

Зона повышенного давления формируется в двух случаях: * если измеряющее давление устройство находится под телом в непосредственной близости от него в свободном падении; * в салоне самолёта, если размеры двери небольшие по сравнению с объёмом салона.

Например, в инструкциях ко многим страхующим приборам в явном виде это описано. И указывается, что в положении на животе (когда прибор находится в зоне пониженного давления на спине) прибор сработает на 80 метров ниже, чем в положении на спине (когда прибор находится в зоне повышенного давления).

В некоторых случаях погрешность показаний может достигать более ±100 метров. Помните об этом при учёте показаний с подобных приборов, в т.ч. и этого.

Вот пример замера высоты в момент отделения с ЛА с боковой дверью. Поля: время в мс, высота по барометру и высота по GPS/GLONASS (над уровнем моря). Частота замеров - 10 раз в секунду, однако, данные с NAV-приёмника идут 5 раз в секунду.

3294        3991        4288
3396        3989        4287
3494        3993        4287
3596        3989        4285
3694        3987        4285
3796        3994        4283
3894        4010        4283
3996        4002        4282    <-- Примерно тут высотник оказался за обрезом
4093        4025        4282
4197        4009        4279
4293        4044        4279
4395        4056        4277
4493        4064        4277
4595        4063        4274
4692        4072        4274
4794        4035        4272
4892        4071        4272
4994        4085        4268
5092        4107        4268
5196        4100        4265    <-- Примерно тут уже началось падение
5292        4087        4265
5394        4075        4261
5492        4065        4261
5594        4044        4257
5691        4027        4257
5793        4013        4253
5890        4006        4253
5992        4011        4249
6090        4023        4249
6194        4009        4243
6290        4014        4243
6392        4010        4238
6489        3996        4238
6591        4022        4232
6688        4015        4232
6790        4019        4226
6888        4000        4226
6990        4009        4220
7087        4050        4220
7191        4050        4214
7287        4048        4214
7389        4039        4207
7486        4021        4207

Далее показания высоты уменьшались более последовательно.

Приведён пример отделения горизонтальной 8-way в захватах из самолёта Л-410. Устройство было на руке участника, отделяющегося из салона. А отделение мы завалили :smile:. Если устройство повесить на руку, отделяющегося снаружи, там всё ещё веселее.

Всё это создаёт значительные трудности в определении момента отделения. У высотомеров более известных брендов трудности те же самые, именно поэтому не стоит сильно доверять показаниям в вашем логбуке.

Напрашивается сразу же предложение - ориентироваться на GPS/GLONASS. Но обычно на отделении, особенно пока вывешиваемся и берём друг друга за захваты, в этот момент сигнал теряется и возобновляется только через какое-то время после отделения.

Алгоритм определения фаз прыжка

В отличие от более простых высотомеров, где не так критична точность определения начала прыжка, в этом устройстве при начале прыжка требуется засечь текущие координаты и включить запись трека. Если точность определения прыжка будет низкой, полезность данного устройства будет сомнительной.

  1. Каждый прыжок должен начинаться с подъёма. Эта фаза включается, когда примерно 5 секунд продолжается набор высоты. Без этой фазы все остальные невозможны.

  2. Снижение может возникать по многим причинам:

    • удержание полёта на одном эшелоне,
    • временное снижение ЛА,
    • снижение некоторых ЛА при сбросе газа на боевом,
    • резкие изменения давления.

    Поэтому для однозначного определения, что это именно отделение, скорость снижения дожна быть не менее 15 м/с на протяжении 5 секунд. В этом случае принимается решение, что это всё-таки отделение и падение.

    Моментом отделения считается тот, что был 5 сек назад на момент принятия решения. Опыты показали, что это максимально близко к правде, если отделяться изнутри салона. Если сначала вывешиваться за бортом, то ошибка определения момента отделения достигает 2 сек.

  3. Теперь надо решить, открыли ли мы парашют под бортом или падаем в свободном падении. Если за последующие 3 секунды скорость снижения достигнет 35 м/с, считается, что прыжок начался со свободного падения. Иначе, в логбук будет записано нулевое время свободного падения.

  4. Если у нас всё-таки случилась фаза свободного падения, то она завершится, если около 6 секунд скорость снижения будет ниже 12 м/с. Моментом открытия будет тот, что был 6 секунд назад перед принятием решения.

  5. Момент приземления - если высота ниже 50 метров сохраняется более 6 секунд.

Для того, чтобы в логбук писать верные значения, т.к. определение моментов начала каждой фазы происходит с опозданием в несколько секунд, ведётся непрерывный лог параметров на протяжении прошедших 10 секунд. И после принятия решения для каждой фазы нетрудно получить параметры начала фазы.

Этот алгоритм показал стабильный и достаточно точный результат. Однако, иногда фаза свободного падения не засчитывается.

Иногда на выброске ЛА длительное время достаточно интенсивно снижается. Обычно пилоты намеренно начинают снижение на выброске, чтобы не допустить свала. Однако, это может привести к ошибочному принятию решения о моменте начала прыжка.

При достаточно большой статистике, подтверждённой средствами объективного контроля, получится доработать алгоритм для получения более точных показаний. Для этого достаточно присылать трек прыжка вместе с видео этого прыжка разработчикам с пометкой: для доработки алгоритма определения прыжка.